Вот я и посмотрел последний эпизод Игр Престолов. Чуда не произошло и сценаристы не смогли красиво решить все те сюжетные проблемы, которые накопились за последние сезоны. Я, собственно, другого и не ожидал. В отличии от орды разочарованных фанатов, которые даже собрали более миллиона голосов за петицию, чтобы переснять последнюю серию. По мне, так ничего переснимать не нужно, все завершилось именно так, как и должно было завершиться. Но прежде, чем обсудить последний сезон, я бы хотел поговорить зачем в принципе стоит смотреть сериал.
У меня есть много знакомых, которые категорически отказываются смотреть именно из-за невероятного хайпа, поднятого вокруг сериала. Но такая позиция и означает, оказаться под влиянием масс. Впервые я увидел отрывок серии Игр Престолов на ноутбуке у Саши, с которым мы какое-то время снимали дом во Флорипе. Первая моя реакция была — что за ерунду он смотрит, это не по мне. Спустя какое-то время, выбирая сериал для просмотра, я постоянно натыкался на какие-то невероятные рейтинги у Игр Престолов и любопытство взяло вверх. Буквально с первых серий меня захватило, а концовка первого сезона повергла в шок. Оказывается можно так снимать, что при просмотре ты не читаешь весь сюжет на несколько шагов вперед, а с нетерпением ждешь, тоже произойдет дальше. А твой любимый герой имеет все шансы не дожить до конца серии.
Это, кстати, еще одна из популярных причин бойкота сериала — мы смотрели, переживали, а потом всех просто убили. Но, по крайней мере в первых сезонах, бессмысленных убийств не много. В начале нас действительно знакомят с десятками персонажей. Т.к. явного лидера среди них нет, мы вправе выбрать любых понравившихся и наблюдать за их приключениями. И в любой момент их могут убить, причем довольно жестоко. Чего стоит только Красная свадьба! Зачем же тратить много времени, знакомить с персонажем, а затем его просто выкинуть? Мне кажется, есть как минимум две причины. Первая — нам говорят, что все серьезно, это вам не Голливуд и Happy End никто не обещает. И ты начинаешь действительно сильнее переживать. Во-вторых, это помогает нам лучше понять мотивацию героев. Ведь, согласитесь, одно дело просто сказать, что тот убил того-то и совершенно другое дело познакомить нас с героем, сделать ключевым персонажем на целый сезон и потом из-за интриг казнить его. Совершенно разные уровни эмпатии. Добавим сюда хороший, запутанный сюжет, отличную игру актеров и шикарные декорации — успех обеспечен. Большинство погибших было из старшего поколения и таким образом нам, как происходит смена поколений в этом мире. Посмотрите только сколько было основных персонажей и сколько времени им было уделено:
Особенно удачными вышли женские персонажи. Наблюдать за развитием Серсеи, Саны и Арьи Старк, Дейенерис и множества других было очень интересно. Во многом они оказались даже более проработанными, по сравнению с мужчинами. Что совсем не характерно для фэнтезийного произведения. Если уж говорить о жанре — то Игры Престолов без сомнения относятся к категории темного фэнтези. А характерной чертой этого жанра является отсутствие однозначно отрицательных или положительных героев. Все окрашено в серые тона. Разделение, обычно условное и зависит от точки зрения рассказчика. Собственно, как обычно и происходит в реальной жизни. Так и в сериале — казалось бы, циничная и беспринципная Серсея постепенно предстает женщиной, которая просто старается выжить в этом жестоком мире и защитить своих детей. А, казалось бы, несущая добро Дейенерис превращается в диктатора.
Избалованный зритель не будет разочарован и картинкой. На что продюсеры не поскупились — так это декорации и графику. Стоит только сказать, что над сериалом работало около 2500 человек и 20 студий компьютерной графики. Это, между прочим, больше, чем у Мстителей. Мир Игр Престолов напоминает средневековую Европу и создателем удалось сделать его на удивление живым и красочным. Масштабы поражают — в течении одной серии мы можем побывать на суровом Севере и встретить Одичалых (такой аналог Кельтским племенам), отправиться на суровые Железные Острова (Викинги), заглянуть в Королевскую Гавань (столица 7 королевств), посетить знойный Дорн (арабская Испания) и увидеть дотракийцев (созданы по образу монголов и индейцев ) на просторах Эссоса. При этом нам показывают не стерильное, благородно-романтическое средневековье. Отходы под ногами, грязь, нищету, болезни, голод и кровопролитные войны — это все больше походит на истинное положение дел. Вообще, несмотря на всю свою фэнтезийность, сериал очень реалистичен и ты действительно веришь, что именно так события могли происходить. Магия и драконы здесь, конечно, есть, но по началу они практически не заметны.
Главная заслуга бешеной популярности сериала не только в компьютерной графике и оригинальном сюжете — а в множестве факторов, которые удачно гармонируют между собой. Игры престолов стали настоящим культурным явлением. Думаю невозможно найти человека, который хотя бы не слышал о нем. Ну и самое главное — такой успех все захотели повторить и мы сейчас наблюдаем появление множества качественных сериалов и расцвет стриминг сервисов. Netflix, HBO, Disney+, Amazon Prime — все хотят отхватить кусок пирога. А зритель от этого только выиграет. К тому же классическое кино находится в глубоком кризисе — качественного контента почти нет, а большинство «новинок» — ремейки или продолжение старых франшиз. Да и тяжело раскрыть за полтора — два часа персонажей и еще рассказать интересную историю. В этом плане сериалы, для меня имеют несомненное преимущество.
Надо сказать, что большинство сказанного относится в первую очередь к первым 5-6 сезонам, которые снимались по книгам Джорджа Мартина. Потом книги закончились и сериал начал терять свою самобытность и в итоге, к 8-му сезону, превратился к классический Голливудский продукт. Персонажи, которые начинают вести себя, как идиотыбудто их подменили, дыры в сюжете размером с драконов, игнорирование сюжетных веток — вот именно за отсутствие таких вещей сериал и полюбился. Но когда все это начало проявляться в 7-8 сезонах, фанаты начали возмущаться. И их можно понять — ведь по сути их кинули и концовку сериала слили. С другой стороны все закончилось не так уж и плохо — могло быть куда хуже. Во-первых, они могли снять еще несколько сезонов и нетрудно представить во что бы все вылилось в виду отсутствия книг. Во-вторых, пусть и шаблонным способом, но завершить сериал смогли. При чем даже прослеживается даже логика в действиях — такое ощущение, что взяли какие-то наброски Мартина и … И что получилось. Голливуд инертен и без попытки изобразить happy end не обошлось.
Много жалоб, что бездарно слили Белых Ходоков, типа они были основой сюжета. Но так ли это? Действительно, на противостоянии с ними строится много сюжетных веток. Но вспомним, что в названии нам прямо говорят — сюжет строится вокруг игр за власть, за Железный трон. А Король Ночи властью не интересуется, его цель — «Вечная ночь» и он идет уничтожить этот мир. Прям идеальный фон для создания мрачной атмосферы. Мне кажется, что именно в такой роли Ходоков и следует рассматривать, хотя, конечно, хотелось бы более этичной концовки. Здесь остается только надеяться на будущие книги Мартина.
То что Джона Сноу в итоге отправили в изгнание в Чёрный замок, тоже закономерно. Несмотря на всеобщую поддержку, он в итоге показал, что является плохим правителем. Собственно, он и не хотел становиться Королем Севера. Но его избрали и следовало принять всю ответственность. В итоги судьба Королевской Гавани, да и Дейенерис во многом результат его выбора. Если бы Дейенерис не переступала каждый раз через себя из-за своих «чувств», то все могло обернуться иначе. Возможно, она была бы лучшем претендентом на Железный Трон вместе с Джоном в качестве Десницы, который мог бы сглаживать ее решения. А в итоге она не стала сразу захватывать Королевскую Гавань, хотя, как мы увидели в итоге, это можно было сделать быстро и без потерь и сотни тысяч жителей имели бы шанс уцелеть. Она просила не говорить о его происхождении Сансе и это в итоге привело к расколу в ее рядах и предательстве. В конце концов Джон сам отвернулся, когда Мать Драконов пришла к нему накануне сражения, как женщина. Добавим, что в Вестеросе ее воспринимают как захватчицу, а не освободительницу, как было на юге и вот коктейль для зарождающегося тирана готов.
Но все же было бы неправильно оставлять Дейенерис на троне, при всех ее достоинствах. Она является дочерью «Безумного короля» Эйриса II и возвращение ее к власти ничего глобально не изменило бы. даже если бы она правила честно и справедливо, то рано или поздно ее потомки устроили бы очередную Игру Престолов. Поэтому итоговый вариант «демократизации» Семи Шести Королевств выглядит вполне логично. А откол Севера, как мне кажется, только подтверждает, что его прообразом служила Шотландия. Но это все натягивание совы на глобус, конечно.
В итоге, я все равно хочу порекомендовать сериал к просмотру. Достоинств у него явно больше, чем недостатков. Просто нужно быть готовым, что концовка превратится в типичное голливудское шоу с отменной графикой и звуком, зачатком сюжета (черновики Мартина) и полным отсутствием логики. А я радуюсь, что мой любимый жанр темного фэнтези отвоевывает себе места на экране и жду выхода «Ведьмака» от Netflix c Генри Кавиллом в роли Гарольда и «Черного отряда» от HBO. И уже только за это я благодарен Играм Престолов.