Чёрное зеркало: Брандашмыг / Black Mirror: Bandersnatch. Интерактивный фильм или игра?

Reading Time: 4 minutes

В предверии 5-го сезона популярного сериала Чёрное зеркало, Netflix выпустил отдельный эпизод Bandersnatch. Если вдруг, кто не смотрел сериал, то обязательно рекомендую. Даже если не понравится первая серия, то это не беда — так как каждая серия представляет из себя отдельное повествование. Сюжет всех эпизодов крутится вокруг того, какое влияние оказывают современные технологии на людей. Сериал как зеркало, которое позволяет взглянуть на тёмную сторону использования смартфонов, социальных сетей, роботов, ИИ и других вещей, делающих нашу жизнь с одной стороны комфортнее, а с другой … лучше посмотрите всё сами )

Bandersnatch стоит особняком от основного сериала возможностью зрителя повлиять на сюжетную линию и у фильма есть целых пять концовок. Зрителю буквально с первых минут предлагают повлиять на выбор, чем завтракать главному герою, какую кассету выбрать для прослушивания в плеере, ну и, конечно, более серьёзные решения — кому остаться жить или умереть. Выбор происходит при помощи обычного пульта и должен быть сделан в течении 10 секунд. Аккуратно — дальше много спойлеров.

Действие Bandersnatch происходит в 1984 году и главный герой — молодой программист Стефан, который пытается написать игру по мотивам книги-игры Джерома Ф. Дэвиса Choose Your Own Adventure. Стефана приглашают на работу в студию Tuckersoft, где он знакомится с гением игровой индустрии Колином. Стефану ставят жёсткий дедлайн — игра должна быть закончена до середины сентября и он приступает к работе.

Книга-игра (англ. gamebook) — литературное произведение, которое позволяет читателю участвовать в формировании сюжета. Чаще всего читателю предлагается стать главным героем книги, и, в зависимости от принимаемых решений, он перемещается между страницами или главами. Таким образом, книга-игра читается не последовательно, а в той очерёдности, в которой читатель проходит страницы или главы.

Wikipedia

Один из ключевых персонажей фильма — Джером Ф. Дэвис. При этом он фигурирует не только, как автор книги, но и взаимодействует со Стефаном при помощи воспоминаний о себе — автобиографии, интервью и даже ночных кошмаров. Девид был гениальным писателем,  но со сдвигом. Ему повсюду мерещились теории заговоров, он принимал психотропные препараты и в итоге  убил свою жену, которая заставляла его пить таблетки. В одной из сцен появляется плакат с Филип К. Диком, недвусмысленно указывающий на прототипа Джерома. Филип К. Диком также лечился от психиатрических заболеваний и отношения с женами, а их у него было целых пять, были достаточно сложными — то он думал об убийстве, то боялся, что убить уже хотят его.

По мере развития сюжета Стефан начинает отражать судьбу Дэвиса. У него появляются страхи и паранойя, что его действия контролируют. Что его отец специально даёт ему наркотики и трагедия в детстве, приведшая к гибели матери, была подстроена, чтобы использовать Стефана, в своём роде, научном эксперименте. Во время визита к психологу Стефан жалуется, что за него решают, какие хлопья ему выбрать на завтрак, что говорить и какую музыку слушать. А ведь и правда — все эти решения за него принимает зритель и таким образом начинается уже двусторонний диалог. Апогеем становится момент, когда Стефан начинает кричать, чтобы тот, кто его контролирует подал знак и зрителю дается выбор между жутким знаком из биографии Дэвиса или … логотипом Netflix. Конечно же я в первый раз выбрал Netflix — надо ли сказать, что сюжет после этого стал куда более активным )

Общий сюжет, мягко говоря, хромает — он довольно затянут, экшена и атмосферы почти нет. Сценарий строится исключительно на нарастании внутреннего безумия Стефана и сюжетная ветка с Netflix смотрится сюрреалистично и совсем не к месту. Из недостатков также постоянные перемотки из-за неправильного выбора и одну и ту же сцену приходится просматривать помногу раз. Из плюсов — некоторые сцены после перемотки выглядят по разному, в зависимости от выбранных решений. Например, если пройти сюжетную линию, где Колин предлагает свою помощь и прыгает из окна, а Стефан думает, что это был сон и когда приходит в офис, то Колина нигде нет. Все беспокоятся, что Колин куда-то пропал. Если же не проходить эту ветку, то Колин находится в офисе. Такие небольшие изменения в сценарии отлично пересекаются с теорией о множественности параллельных реальностей, которая проходит через весь фильм и добавляет ещё один уровень общения со зрителем.

Я пишу о Bandersnatch, как о фильме, но практически с первых минут сильное ощущение, что это в обычная игра c видео-вставками — Full Motion Video (FMV). Такие были очень популярны в 90-х годах. Особенно доставляют моменты, когда тебе нужно сделать выбор, другой персонаж ожидает от тебя решения и выглядит это очень неестественно. Точь в точь, как в играх.

Ещё из хорошего — в фильме хватает пасхалок. Это вам не «Первому игроку приготовиться», конечно, но тоже неплохо. Вот, например, отсылка к серии Metalhead из 4-го сезона.

В целом фильм выглядит, как низкобюджетный эксперимент по созданию интерактивного контента. Сюжет хромает, игра актёров неправдоподобная, а всё действие происходит в 3-4 локациях. Ну а для вселенной Чёрного зеркала, фильм и вовсе смотрится чужеродным. Зритель сейчас избалован куда более качественными играми и интересными фильмами,  чтобы Bandersnatch выстрелил. Но Netflix этого и не надо. Им достаточно проанализировать реакцию на относительно новый формат и если она будет в целом положительной, то следует ожидать уже более качественных реализаций.

Оставьте комментарий